Часть 1: весна флекса. Первые флексисты. Теория флекса и современность.

Весной 1975-го года, в начале апреля, Владимиру Владимировичу Котову снился сон, в самом конце которого звучала фраза из незнакомых слов, среди которых самым красивым - и потому запомнившимся - было то ли прилагательное, то ли глагол, корнем которого было сочетание букв "ф л е к с". Таким образом, Котов, пробудившись, пробудил к жизни новый стиль графики и соответствующую ему философию плюс сообщество людей и ещё, наверное, самый стиль жизни этих людей - названием всему этому послужило приснившееся слово "флекс". Первоначальной формой существования Флекса, в дальнейшем ставшей единственной и канонической, были "высокие" и другие общие тетради - флекс-сборники (ФС). Содержанием этих сборников, помимо основного - флекс-графики, становится переписка самих флексистов. Флекс-сборник по устройству являтся прототипом сетевых чатов. Причём: многие, берущие в руки флекс-сборник, зрители тотчас становились авторами, высказываясь по поводу написанного - вписываясь. Флекс-движение (ФД) вовлекало в свои ряды всё больше молодых участников - с каждым новым сборником, а они (ФС), поначалу, появлялись по-нескольку за один месяц. Среди первых флексистов, кроме Котова, следует упомянуть в первую очередь А. Я. Сергеева (псевдоним). Согласно легенде, Котов - отец Флекса, Сергеев же - мать. Первые сборники, в основном, содержат их переписку, к которой постепенно добавляются голоса других флексистов. Внешне эти сборники напоминают детские альбомы для рисования, однако внутри - совсем недетское содержание. Котов очень серьёзно относится к полученному им во сне подарку, хотя при чтении ранних ФС это заметно не сразу: так как флексизм заполнил существовавшую в конце семидесятых нишу культурной недовысказанности и художественной глухонемоты - флекс-текст в пику соцреализму звучит максимально юмористично и сюрно. Рост тогдашней популярности писателей-сатириков - следствие возросшей в общественном сознании потребности несерьёзного и критического взгляда на застойную действительность: то, что придавливает своей серьёзностью и безысходностью - снимается смехом, высказывается как анекдот. Эмоциональная почва флекс-прессы и флекс-графики - протест против доведённого до шаблонности реализма форм и рациональности содержания. То, что Рене Генон назвал кризисом, анализируя развитие западной цивилизации, для флексизма локализовалось в реалиях позднего "развитого" социализма. Стиль переписки первых флексистов искрится юмором, юношеским нонконформистским сарказмом над лозунговой действительностью и доходящим до кровавого криминала сюром. Но всё это происходит в направлении позитивного флекс-messeg'а, очень глубоко прочувствованного Котовым. Вот начало четвёртого ФС, примерно датируемого июлем 1975-го: " Слушайте! Флекс никогда не станет жертвой амёбы потребительства, вируса текстиля, инфузории декоратизма и спирохеты мыкулизма! Прмышленность всегда будет применять лишь стандартный орнамент. флекс каким бы он ни был, есть бунт великой закорючки против стандартизма. Одинаковые люди с одинаковой моралью, мыслью и т.д. - т.е. основа, мясо нынешней цивилизации никогда не осилят флекса! Флекс нестандартен, ненормален. За повышение нормативов ненормальности!" ( В.В. Котов ). А вот как начинается второй ФС (май 1975): "Здравствуйте, дорогие читатели! Доброго здоровья вам, любители флекс-арта! Богатейших галлюцинаций вам всем, дорогие товарищи!" (В.В. Котов).

В первых сборниках Котов пишет иногда под псевдонимом Сувичара. Авторами этих ФС, помимо Котова и Сергеева, становятся Чарвакари, впоследствии рано умерший от рака и Евгений Аргунов. Флекс как реальный андерграунд и оппозиция западноевропейскому рационализму, естесственно, впитал в себя восточные оттенки мировоззрения: терминология флексизма заимствует множество представлений дзен-буддизма. С другой стороны, словарь флекса вобрал в себя много психологических понятий - в основном связанных с психологией восприятия и бессознательным (конкретно - гештальтпсихология и неопсихоанализ). Вот что пишет Котов там же, во 2-м ФС: "Я уже писал о связи флекс-арта с дзен-буддизмом. Напомню основную идею той статьи: Флекс создаётся и рассматривается без участия разума, бессознательно, интуитивно-чувственно. Следовательно, в процессе творчества и в процессе разглядывания флекса достигается частичное безмыслие (дзадзен), при котором пробуждается интуиция и постигается внутренняя сила, движущая личностью. (кандидат флексологических наук В.В. Сувичара)".

Конечно, исходный флексистский "воинствующий иррационализм" по-своему наивен: не следует забывать об упоминавшейся выше оппозиционной природе этого мировоззрения, оно формировалось из всех подручных средств, но основным из них всегда была флекс-графика. Сергеев дал самое простое определение флексизма: "пропуском во ФС является рисование флексов".

[Часть 2]
Hosted by uCoz